Погода
БУКОВИНА ONLINE 24/7
Немає результатів
Переглянути всі результати
  • Головна
  • Чернівці
  • Буковина
    • Новини Новодністровська
    • Новини Сокирян
    • Новини Сторожинця
    • Новини Хотина
  • Політика
  • Економіка
  • Спорт
    • Баскетбол
    • Біатлон
    • Хокей
    • Футбол
  • Бізнес
  • Головна
  • Чернівці
  • Буковина
    • Новини Новодністровська
    • Новини Сокирян
    • Новини Сторожинця
    • Новини Хотина
  • Політика
  • Економіка
  • Спорт
    • Баскетбол
    • Біатлон
    • Хокей
    • Футбол
  • Бізнес
Немає результатів
Переглянути всі результати
БУКОВИНА ONLINE 24/7
Немає результатів
Переглянути всі результати

История легендарного двигателя Формулы-1 Ford Cosworth DFV — создание, победы с «Лотусом», титулы – Чемпионат

28.08.2023
в Без категорії
A A
0
305
Поширень
2.3k
Переглядів
Share on FacebookShare on Twitter

История легендарного мотора Формулы-1: царствовал целых 16 лет и бил «Феррари»

Ксения Чеглакова

Ксения Чеглакова

Схожі новини

Тренер «Жироны» заявил, что клуб не борется за чемпионство Испании

Против Моуриньо открыла дело Федерация футбола Италии

15 августа 2023, 11:30 МСК

История двигателя Формулы-1 Ford Cosworth DFV

Аудио-версия:

Ваш браузер не поддерживает элемент audio.

Поделиться

Комментарии


Поразительно, что «Лотус» так легко отказался от эксклюзива на великий двигатель.

В 2026 году «Форд» вернётся в Формулу-1 в качестве технического партнёра «Ред Булл» в сфере развития технологий аккумуляторных батарей и электродвигателей. «Форд» входит в список трёх самых успешных мотористов Формулы-1. Правда, прежде всю работу за американцев делали инженеры «Косуорта». И сегодня мы вспомним историю создания и царствования великого мотора Ford Cosworth DFV.

Материалы по теме

«Порше» выкинули ради «Форда». Американцы снова в Ф-1 с командой, которую чуть не убили

«Порше» выкинули ради «Форда». Американцы снова в Ф-1 с командой, которую чуть не убили

Три кита – «Лотус», «Форд» и «Косуорт»

В сезоне 1966 года в силу вступил новый регламент Формулы-1: объём атмосферных двигателей был увеличен до 3 л, турбированных – до 1,5 л. На фоне этих изменений в компании Coventry-Climax, поставлявшей тогда двигатели ряду команд, в число которых входил и «Лотус», приняли решение уйти из Ф-1.

Поняв, что команда останется без моториста, её руководитель Колин Чепмен обратился к бывшим сотрудникам Киту Дакуорту и Майку Костину. К тому времени они основали фирму «Косуорт» (Cosworth) и работали над гоночными моторами для других серий. Чепмену нужен был лёгкий трёхлитровый восьмицилиндровый двигатель мощностью около 400 л. с., и в компании были готовы собрать его. Оставалось только найти £ 100 тыс. для проекта.

Билл Браун, Кит Дакуорт, Майк Костин и Бен Руд со своим детищем

Билл Браун, Кит Дакуорт, Майк Костин и Бен Руд со своим детищем

Фото: Grand Prix Photo/Getty Images

У «Лотуса» таких денег не было, и Колин занялся поисками спонсоров. Он пытался договориться о сотрудничестве с «Фордом» и «Астон Мартин», но никто из гигантов интереса к проекту не проявил. Тогда в силу вступили его связи. Колин обратился к бывшему редактору The Sunday Dispatch Уолтеру Хейсу. Когда-то именно он попросил Колина стать автором автомобильной колонки этой газеты. Уже в 1960-х годах Уолтер был назначен руководителем пиар-отдела британского подразделения «Форд» и занимался развитием автоспортивной программы бренда.

Ранее в рамках пиар-проекта «Лотус» уже сотрудничал с компанией: они готовили Ford Lotus Cortina для туринговой серии ВТСС, использовали «фордовские» двигатели в младших сериях, и именно на Lotus 38 с американским V8 Джим Кларк выиграл «500 миль Индианаполиса» в 1965 году. Эти успехи и содействие Уолтера смогли убедить британское руководство проспонсировать новый проект Колина Чепмена.

Двигатель Ford Cosworth DFV — Double Four-Valve

Модификация 1967 года – V8, без наддува, угол цилиндра — 90°, рабочий объём — 2987 см³, мощность — 408 л. с. при 9000 об/мин. Двигатель использовался как часть силовой структуры шасси. Исходная масса – 162 кг. Особенность мотора – резкий прирост мощности между 6000 и 6500 об/мин.

Первые успехи

Дебют Ford Cosworth DFV состоялся на Гран-при Нидерландов 1967 года. Тогда за рулем Lotus 49 Грэм Хилл занял поул-позицию, а Джим Кларк выиграл гонку. Новый мотор позволил команде нагнать «Брэбем», но из-за проблем с надёжностью титул в том году в Хетеле взять не смогли. Несмотря на это, к концу сезона стало ясно – в ближайшем будущем DFV позволит команде доминировать. Так и случилось: в 1968 году первое место в Кубке Конструкторов занял «Лотус», а чемпионом мира стал Грэм Хилл.

Грэм Хилл и помогший ему Ford Cosworth DFV

Грэм Хилл и помогший ему Ford Cosworth DFV

Фото: David Cairns/Getty Images

Успехи команды порадовали спонсоров – в «Форде» быстро смекнули, какую выгоду смогут получить, если уговорят британцев отказаться от эксклюзивных прав на двигатель. На тот момент в пелотоне не оказалось мотора, который мог бы конкурировать с DFV, поэтому отказ от прав убивал двух зайцев: компания хорошо бы заработала и не дала бы повода говорить об отсутствии достойных соперников.

Тяжёлый разговор с Колином Чепменом провёл Уолтер Хейс. Именно он каким-то образом убедил старого друга решиться на этот шаг. Шаг, который, очевидно, лишил «Лотус» нескольких титулов.

Достижения Ford Cosworth DFV

Победы – 155.

Титулы в личном зачёте: Грэм Хилл — 1968, Джеки Стюарт — 1969, 1971, 1973, Йохен Риндт — 1970, Эмерсон Фиттипальди — 1972, 1974, Джеймс Хант — 1976, Марио Андретти — 1978, Алан Джонс — 1980, Нельсон Пике — 1981, Кеке Росберг — 1982.

Кубок Конструкторов: «Лотус» — 1968, 1970, 1972, 1973, 1978, «Матра» — 1969, «Тиррелл» — 1971, «Макларен» — 1974, «Уильямс» — 1980, 1981.

Вскоре мотор начали поставлять целому ряду команд – «Матре», «Макларену», «Тирреллу», а затем «Брэбему», «Марч» и другим. Период с 1968 по 1974 год стал «золотым» в истории DFV – все титулы в общем зачёте были выиграны автомобилями с V8.

Ford Cosworth DFV — стандартный выбор почти для всех команд Ф-1 в 1970-х

Ford Cosworth DFV — стандартный выбор почти для всех команд Ф-1 в 1970-х

Фото: Getty Images

В 1975-м году в борьбу вступили итальянцы. В «Феррари» сумели создать серьезного соперника – Ferrari Tipo 015. Они адаптировали свой старый мотор под новую модификацию автомобиля с поперечной коробкой передач. Теперь DFV был вынужден бороться с V12 вплоть до 1980-х годов, то уступая итальянцам, то побеждая их.

В середине 1970-х годов DFV столкнулся и с другим вызовом – граунд-эффектом. Гениальность Колина Чепмена обеспечила «Лотус» ещё одним титулом. В 1977 году команда создала знаменитый «автомобиль-крыло», в котором особую роль сыграла конфигурация мотора. Оказалось, что компактный V8 гораздо лучше подходил для машин с граунд-эффектом, чем массивные V12 «Феррари» и «Альфа Ромео». Комбинация DFV и «эффекта земли» обеспечила титулами не только «Лотус» и «Уильямс», но и Марио Андретти, Алана Джонса, Нельсона Пике.

Материалы по теме

Главная фишка новой Ф-1 — граунд-эффект. 40 лет назад он привёл к жертвам и был запрещён

Главная фишка новой Ф-1 — граунд-эффект. 40 лет назад он привёл к жертвам и был запрещён

Гибель легенды

Исчезновение оригинального DFV произошло из-за развития турбодвигателей. Формально они были разрешены уже с 1960-х годов, но на тот момент мотористы не видели потенциала в этой технологии. Даже на заре турбоэры DFV конкурировал с 1,5-литровыми двигателями с турбонаддувом – он был надёжнее, легче и меньше по размерам.

При этом он не страдал от собственной мощности: двигатели «Феррари» и «Рено» создавали большую нагрузку на коробку передач и тормоза. Такие болиды теряли и в плане аэродинамики: на фоне быстрых и юрких «Лотусов» они смотрелись слишком медленными.

Однако турбодоминирование неотвратимо наступило, и 1983 год стал последним для DFV. Мощности мотора не хватало – двигатель «БМВ» в том сезоне выдал 780 л. с. (а это на 200 л. с. больше, чем у DFV). Попытки спасти «легенду» были – так появились модификации DFY, а затем и DFZ, и DFR. Но это был уже не легендарный «фордовский» V8.

«Тиррелл» принёс DFV последнюю победу в Формуле-1

«Тиррелл» принёс DFV последнюю победу в Формуле-1

Фото: Steve Powell/Getty Images

После «смерти» мотора сотрудничество «Форда» и «Косуорта» продлилось около 20 лет и принесло ещё один титул в сезоне-1994, когда Михаэль Шумахер впервые стал чемпионом на «Бенеттоне». При этом ещё в 1980-х годах в британской компании сменился ряд владельцев, а в 1998 году гоночное подразделение «Косуорта» и вовсе было продано «Форду».

Уже в современной истории пути двух «китов» разошлись: в 2005 году «Форд» покинул Ф-1, продав и моторное подразделение, и свою гоночную команду, ну а «Косуорт» окончательно ушёл из Формулы-1 из-за нового регламента 2014 года. К нынешнему проекту «Ред Булл» и «Форда» создатели легендарного DFV никакого отношения уже не имеют.

Материалы по теме

Мотор-монстр Формулы-1: мощность даже не смогли измерить, ресурс — три круга!

Видео
Мотор-монстр Формулы-1: мощность даже не смогли измерить, ресурс — три круга!

11

2

0

0

0

0

Всего голосов —
0

Поделиться

Теги
Авто
Формула-1
Легенды спорта
Форд Ф-1
Джим Кларк
•••

Заглавное фото: David Cairns/Getty Images

Источник: «Чемпионат»

Сообщить об ошибке

Попередня новина

Куда Леклеру уйти из «Феррари»: «Ред Булл», «Мерседес», «Макларен», «Ауди», «Астон Мартин» – Чемпионат

Наступна новина

У вихідні в Чернівцях обмежать рух на вулиці Рівненській | Політика

Схожі статті

Тренер «Жироны» заявил, что клуб не борется за чемпионство Испании
Футбол

Тренер «Жироны» заявил, что клуб не борется за чемпионство Испании

05.12.2023
Против Моуриньо открыла дело Федерация футбола Италии
Футбол

Против Моуриньо открыла дело Федерация футбола Италии

05.12.2023
Сборную России по футболу не допустили к участию в Лиге наций УЕФА сезона 2024/25
Футбол

Сборную России по футболу не допустили к участию в Лиге наций УЕФА сезона 2024/25

05.12.2023
Украина продолжает падение в Таблице коэффициентов УЕФА
Футбол

Украина продолжает падение в Таблице коэффициентов УЕФА

05.12.2023
Под силу ли «Эвертону» сохранить прописку в АПЛ в сезоне 2023/2024?
Футбол

Под силу ли «Эвертону» сохранить прописку в АПЛ в сезоне 2023/2024?

05.12.2023
Ювілейна гостьова вольова перемога «Ворскли»
Футбол

Ювілейна гостьова вольова перемога «Ворскли»

05.12.2023
Коментувати
  • Про портал
  • Реклама
  • Інформаційна політика порталу
  • Контакти

© 2023 "Буковина Online 24/7" ukraina.portal.24@gmail.com

Немає результатів
Переглянути всі результати
  • Головна
  • Чернівці
  • Буковина
    • Новини Новодністровська
    • Новини Сокирян
    • Новини Сторожинця
    • Новини Хотина
  • Політика
  • Економіка
  • Спорт
    • Баскетбол
    • Біатлон
    • Хокей
    • Футбол
  • Бізнес

© 2023 "Буковина Online 24/7" ukraina.portal.24@gmail.com

Go to mobile version